Туристические маршруты

Край Белоозеро

Белое озеро дало название краю и его столице, древнейшему городу Севера России – Белозерску. Настоящее море. Белое озеро – третье по величине в Европе (после Онежского и Ладожского), 40 на 60 км. Не только с одного берега не видно противоположного, с середины озера берегов не видно вообще. В русском языке все цвета имели еще второе, духовное, сакральное значение. Белое значит светлое, святое.

Люди, живущие в Белозерске, время от времени наблюдают явление, возможно, объясняющее название озера. После захода солнца, когда небо становится иссиня-черным, усыпанным звездами, озеро начинает вдруг светиться белым фосфоресцирующим светом. Этот свет, сначала слабый, поднимается со дна, достигает поверхности и разливается по всему озеру. Оно мерцает, переливается. Это не отраженный свет, кажется, в глубине озера светится сама вода.

Естественно, что край Белоозеро, богатый огромным количеством озер и рек, а это не только биологические ресурсы, но и единственные дороги древности (летом – на ладьях, под парусами или на веслах, зимой – по льду на санях), был в то давнее время очень могущественным.

Первым упоминанием о Белоозере можно считать сообщение, относящееся к I веку нашей эры (статья Михаила Петровича Кудрявцева «Поиски Северной столицы», опубликованная в альманахе «Памятники Отечества» №30 за 1994 год). Ознакомиться с ней Вы можете в разделе: Поиски Северной столицы.

А вот что дословно пишет Михайло Васильевич Ломоносов в своей книге «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», вышедшей в 1766 году:

Часть 2, глава 1
«О княжении Рюрика и о прочих Князьях и Владетелях,
призванных из Варяг Россов»


Рюрик Самодержавства Российского основатель и Праотец многих Государей, по прошению Славян и Чуди, пришел к ним на княжение, с двумя братьями, со всем родом и с Варягами Россами. К пребыванию сперва избрал Ладогу; хотя Новгородские Славяне были главные его просители, и великость города больше приличествовала к столице. По сему кажется, что Рюрик на слова их не со всем утверждался, ведая происходившими между ними межусобия. Ладога для всегдашнего проезда Славян, Варягов и Чуди удобность подавала примечать движения недоброхотов его в Новгород. Средний брат Синеус сел княжить на Белоозере; меньший Трувор в Изборске.

Таким образом по единой крови и по общей пользе согласные между собой Государи в разных местах утвердясь, шатающиеся разномысленных народов члены крепким союзом единодушного правления связали. Роптать привыкшие Новгородцы страшились Синеусова вспоможения Рюрику: ибо он обладал сильным Белозерским Чудским народом, называемым Весью. Трувор пребывая в близости прежнего жилища, скоро мог поднять Варягов к собственной и братьев своих защите. И так имея отовсюду взаимную помощь, неспокойных голов, которые на избрание Рюрика не соглашались, принудили к молчанию, и к оказанию совершенной покорности, так что хотя Синеус по двухлетнему княжению скончался, и Трувор после него жил недолго; однако Рюрик в великий Новгород переселился, и над Волховом обновил город.

Единоначальствуя над многими землями, раздал Боярам своим города и области для управления, и отпустил их с родами своими и со многими Россами, особенно в Полоцк, в Ростов и на Белоозеро: дабы Россы соединяясь со Славянами и с Чудью, один народ составили, и тем бы укрепили общую тишину с его владением.

Державе его тогда покорны были от Славенского языка Новгород, Изборск и Полоцк; из Чудского народа Меря, Весь и Мурома: то есть Ростов, Белоозеро и Муромская земля. Южные Славяне, как Поляне, Кривичи, Древляне, Северяне и прочие, отчасти своими старейшинами управлялись, отчасти дань платили Хазарам. Северные Славяне от новых своих владетелей прозвались Россами».

Как мы видим со слов Великого русского Ученого: Синеус пришел княжить на Белоозеро, которое не только существовало в 862 году, но и было мощным центром, сопоставимым по силе с Новгородом. Михайло Васильевич Ломоносов достаточно четко описывает создание древнего государства Русь и формирование русского народа.

Значение Белоозера для истории нашей страны
просто невозможно переоценить.

«…я испытываю чувство светлой, что называется, белой зависти. Вам предстоит то, что мне уже недоступно – первая встреча с Белозерьем. Первая встреча, и уверен – любовь с первого взгляда, потому что невозможно не полюбить этот своеобразный северный край, эту святую землю, это озеро – бескрайнее и величавое, то ласково-голубое, то тяжело-свинцовое в белых барашках. Нельзя не поддаться суровому очарованию древних храмов и валов, нельзя забыть особую колоритную речь белозеров, свойственную только этому краю.

Даже у тех из Вас, кого никогда больше не приведёт судьба на берега Белого озера, Белозерье навсегда останется в душе. Останется одним из самых светлых воспоминаний. Воспоминанием, которое поможет Вам в нелегкие моменты жизни, придав силу и Веру, напомнив о наших корнях, нашей истории, о предках наших, для нас украшавших и устраивавших нашу землю, и о нашем долге перед ними. Вспомните о том, что возносят за нас молитвы ко Господу великие подвижники – Белозерские святые. Помолитесь им – и вернётся Вера, обретут вновь силу опустившиеся было руки.

Но большинство из Вас, полюбив, будет вновь и вновь возвращаться к своей любви. Есть такие места на земле Русской, которые, запав в сердце, прорастают в нем и уже не отпускают от себя. Вся жизнь становится возвращением к ним. И чем чаще возвращаешься, тем больше узнаёшь. Чем больше узнаёшь – тем больше любишь. Чем больше любишь – тем чаще возвращаешься. Познание и любовь неисчерпаемы, а значит, бесконечен этот круг».

Константин Иванович Козлов
«Белозерск»
Москва, 2007 год


Лучше про край Белоозеро и не скажешь.
Ведь маленький город только по размерам – судьба и история его,
войдя в историю Отечества, впитали её в себя,
а история земли нашей –
разве хватит жизни познать её всю?