Собор Успения Пресвятой Богородицы



То, что Белозерск обладает историческим наследием всероссийского масштаба не вызывает сомнений. Но город интересен и иностранным исследователям, и мы приводим материалы из книги «Белозерск» Уильяма Крафт Брумфилда, известнейшего американского профессора университета в Новом Орлеане, историка архитектуры и фотографа (его фотографии памятников русской архитектуры экспонировались во многих галереях и музеях, в т.ч. в России, США, Франции, Канаде, Финляндии, и составляют часть фотографической коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне): 

«Наиболее впечатляющий памятник совершенно правильно расположен на самой высокой точке города: это Успенская церковь, построенная в 1553 году и являющаяся самым древним уцелевшим зданием в Белозерске. Это также одна из действующих в наше время церквей.

Успенская церковь, которую иногда также называют собором, была построена по приказу Ивана Грозного на территории возведенного здесь ранее Успенского монастыря. Как это часто бывает, когда речь идёт о старой русской архитектуре, личность строителей остаётся предметом споров, хотя есть документ, согласно которому это Горяин Григорьевич Царев и Третьяк Борисович Ростовка, оба из Ростова. В этом же документе указано, что образцом для строителей служил Успенский собор в расположенном неподалёку Кирилло-Белозерском монастыре. Однако значительная разница между двумя церквями вызывает сомнения в достоверности этого документа.

Как и собор Преображения Господня в кремле, Успенская церковь построена по традиционному пятикупольному проекту, с четырьмя колоннами и цилиндрическими сводами. С внешней стороны декоративный замысел лаконичен, с простыми перспективными порталами и ещё более простыми наличниками. Фасад разделён на сегменты широкими полосами пилястров. Единственный явно декоративный элемент – это узоры из кирпичной кладки у основания каждого купола. Есть основания полагать, что здесь, как и в Преображенском соборе, линия крыши первоначально следовала закомарам, а крыша была из деревянной кровельной плитки (лемеха), что было характерно для новгородских каменных церквей в этот период.

В результате эта простая, но массивная форма внешней части церкви создаёт впечатление средневековой сторожевой башни. Это впечатление усиливает то, как построены западные углы. С внутренней стороны на верхнем уровне юго-западного угла находился небольшой дополнительный придел, к которому можно было подняться по узкой лестнице, проходившей внутри толстых западной и южной стен. Это не было необычным для многоэтажных церквей XVI века.

Северо-западный угол устроен ещё сложнее. Его лестницы, проходящие в западной и северной стенах, вели к верхнему пространству, на котором были размещены большие часы и звонница. Усиление внешней стороны достигалось за счёт утолщения верхних пилястров слоем кирпичей консольного выступа. На этом верхнем уровне находились также узкие прямоугольные окна, напоминавшие амбразуры (окна – бойницы). Документальных свидетельств, что эта церковь должна была использоваться для целей обороны, нет, однако то, что она была укреплена с западной стороны, по меньшей мере указывает на такую возможность.

Аскетичность внешней части Успенской церкви представляет контраст великолепию её внутренней части. Как и в соборе Преображения Господня, во внутренней части этой церкви можно увидеть не красочные фрески, а большой иконостас, созданный во время её обновления к концу XVIII века, когда была выровнена линия крыши и расширены окна. Как обычно, несколько больших икон в первом ряду, или местном чине, были созданы раньше, чем весь иконостас, однако большинство икон были написаны в академическом стиле XVIII века.

Строение иконостаса Успенской церкви традиционно, и в нем нет динамизма, присущего иконостасу Преображенского собора. Поражает размер этого произведения церковного искусства с его богатым резным орнаментом в стиле барокко. Он создаёт зрительное впечатление расширения пространства самого храма, поднимаясь к Распятию в барабане центрального купола. Так хорошо не сохранилась внутренняя часть ни одной другой церкви в Белозерске, даже в соборе Преображения Господня. К сожалению, внутренняя часть большинства уцелевших в Белозерске церквей была разграблена в советское время».

Фотографии Уильяма Крафт Брумфилда