Набережная Белозерского канала



Особая страница истории города связана с Мариинской водной системой. Идея соединения реки Ковжи, впадающей в Белое озеро, и реки Вытегры, входящей в бассейн Онежского озера, принадлежала Петру I. По его указанию были даже предприняты некоторые работы в этом направлении, но из-за огромного масштаба предполагавшихся затрат они остановились. К вопросу о реализации идеи водного пути вновь вернулись лишь в 1798 году по инициативе графа Якова Ефимовича Сиверса, возглавлявшего Департамент водяных коммуникаций. Представленный Сиверсом проект был одобрен императором Павлом I, а деньги выделены из средств воспитательных домов, попечительницей которых являлась императрица Мария Фёдоровна, из-за чего водная система получила название Мариинской. Первое судно с небольшой осадкой прошло из Ковжи в Вытегру в 1808 году, а окончательно путь был открыт 21 июля 1810 года.

Создание Мариинской водной системы благотворно сказалось на развитии Белозерска. Город стал очень важным транзитным пунктом по доставке водным путём грузов из центральных районов России к северной столице. Богатело Белозерское купечество, которое едва ли не монополизировало судоходство по Белому озеру, да и на других участках этой масштабной водной системы активно использовало представившиеся возможности для ведения торговых операций. И нужно отметить, что эти возможности вряд ли реализовались, если бы не накопленный веками белозёрами потенциал в деле судостроения и судовождения.

Основными судами, использовавшимися при перевозке грузов по Белому озеру, были знаменитые лодки-белозёрки. Они по конструкции были прочны и устойчивы к озёрной волне, имели киль и являлись довольно вместительными. Длина малых белозёрок достигала 21 фута (6,4 м), высота бортов – 7 футов (2,13 м), осадка с грузом – 1 фут (около 0,3 м). Крупные белозёрки могли иметь длину до 12 саженей (25,5 м) и иметь осадку с грузом до двух аршин (около 1,4 м). Грузоподъемность такой белозёрки в зависимости от размеров составляла 3000 – 6000 пудов (до 100 тонн). По сведениям таможенных книг, белозёрки использовались на Белом озере уже в XVI веке. Конструкция белозёрок была чем-то вроде ноу-хау местных мастеров.

На Маринке оказалось востребованным не только судостроительное мастерство белозёров. Привычные к хождению по Белому озеру и знающие все особенности плавания по сложным для судовождения местным рекам, горожане занимались лоцманским делом, нанимались в шкипера. Большого количества рабочих рук требовали перегрузка товаров и изготовление оснастки для судов. Эти занятия приносили хорошие доходы населению, служили экономическому процветанию Белозерска.

Почти сразу же после начала функционирования Мариинской системы стали обсуждаться планы её совершенствования. Одним из них являлся проект обводного канала вокруг Белого озера. Гибель судов во время штормов на озере была довольно частым явлением. Иногда это имело массовый характер, как, например, в 1832 году, когда погибло 32 судна, причинив убытки на полмиллиона рублей.

Канал был нужен также и для того, чтобы исключить из судоходного пути исток Шексны с множеством мелей и порогов.

Белозерское купечество несколько раз обращалось в высшие инстанции с просьбой о сооружении канала. Издержки по его строительству купцы предлагали покрыть за счёт специальной пошлины на проходящие по системе суда. Однако, даже несмотря на поддержку со стороны царя, дело двигалось чрезвычайно медленно. В 1818 году было принято решение о строительстве, началась переписка, было составлено несколько проектов.

К строительству приступили лишь в 1843 году. Белозерское городское общество получило от казны ссуды на 4,5 миллиона рублей ассигнациями под 4% годовых, была создана строительная комиссия из трёх человек (представителей Главного управления путей сообщения, губернского правления и городского общества). Подрядчиком выступил известный купец-предприниматель Григорий Васильевич Гладин (1779 – 1865) родом из вологодского села Новленского. Протяженность канала – 63 с четвертью версты, ширина по дну – 8 саженей (17,04 м), глубина – 1 сажень (2,13 м).

В 1846 году строительство канала было завершено, о чём напоминает обелиск, установленный на дамбе, отделяющей канал от озера: «Белозерский канал сооружён повелением государя императора Николая Павловича в 1846 году. Канал сей сооружён в управление путями сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта графа Клейнмихеля».

Канал прорезал набережную города и прошёл рядом с застройкой. По воспоминаниям старожилов, горожанам иногда казалось, что суда идут между домами. И всё это сливалось в единый образ города рыбаков, лоцманов, шкиперов…

Белозерское купечество долго добивалось канала, но, увы, он не стал дополнительным стимулирующим фактором развития города. Более того, стали не нужны лоцманские услуги в проводке судов по озеру, стало затухать производство лодок – белозёрок, которые постепенно вытеснили унжаки – менее прочные, но более грузоподъёмные лодки барочной конструкции. Тем не менее, нахождение на важном торговом пути не могло не сказаться на облике города.

Купечество начинает возводить каменные особняки и здания, порой весьма солидные. Но об этих достопримечательностях Белозерска мы расскажем в следующий раз.

Текст из книги «Град на Белом озере: от истоков российской государственности до наших дней», авторы: Ф.Я. Коновалов, А.Ф. Коновалов, А.В. Савина

Фото Анна Рудакова