Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Георгиевский)



Из книги Константина Ивановича Козлова «Белозерск»: «Прямо перед нами, на углу – здание, в котором даже неискушенный взгляд сразу определит храм. И действительно, это – храм Рождества Пресвятой Богородицы, более известный по приделу святого великомученика Георгия. От него получила своё название и улица – Георгиевская (Егорьевская). Храм выстроен в середине XVIII века и, как Спасская церковь, декором своим ещё сильно напоминает век XVII. Верх же храма, ныне утраченный, был современнее – большой, широкий световой восьмерик, скорее – ротонда, перекрытая куполом с главкой-маковкой на маленьком барабане восьмеричке.

От колокольни, на первый взгляд, сохранился лишь первый ярус с поздней деревянной надстройкой. Однако приглядевшись, можно заметить, что это не надстройка, а лишь обшивка хорошо сохранившегося второго яруса, над которым возвышался вровень с ротондой храма широкий восьмигранный ярус звона, каждая грань которого завершалась фронтоном. Венчал же колокольню широкий, очень низкий (ниже храма) шатёр с главкой. Интересная деталь – во втором ярусе колокольни был крохотный придел иконы «Живоносный Источник». Сбоку хорошо видна его маленькая апсидка над трапезной.

Ныне в храме – предприятие общественного питания. Лучше, конечно, чем гараж или клуб, но всё-таки не та трапеза здесь совершается, не та!»

Каменное здание храма Рождества Пресвятой Богородицы (Георгиевского) было построено в 1762 году. 
В храме было четыре престола: Рождества Пресвятой Богородицы, Трех Святителей, Георгия Победоносца, "Живоносный источник" иконы Божией Матери. Храм закрыт в начале 1930-х годов.

По преданию, строился храм Рождества Пресвятой Богородицы (Георгиевский) на средства купца из Санкт-Петербурга Мирона Протопопова с помощью приходских людей. И это была обычная практика того времени. Сведения о благотворительной деятельности горожан свидетельствуют о том, что стремление поделиться своим достатком, помочь церкви, неимущим было присуще не только богатой части населения Белозерска, но и рядовым обывателям, а также иногородним лицам. Пример тому – возведение купеческого общественного клуба (ныне это районный Дом культуры) на средства петербургского чиновника Василия Вещезерова.

Готовя эту статью, я вспомнил вот что: по роду нашей деятельности нам очень часто приходилось бывать в командировках. В очередной раз, посещая Москву, я твердо решил посетить могилы Святых воинов Пересвета и Ослябя, которые находятся в одноименной церкви Рождества Богородицы, что в Старом Симонове. Пресвятая Богородица издавна считается заступницей земли русской, и мы не удивились, что герои Куликовской битвы обрели покой именно в этом храме. Отдав дань памяти Святым воинам, сражавшимся вместе с Белозерской Дружиной против войск Мамая, мы повернулись и удивились по-настоящему: перед маленькой часовенкой, рассчитанной на двоих человек, лежал камень, на котором было высечено: «На этом месте в 1397 году произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому. …Отсюда, во исполнение Её благословения, ушли в северные вологодские земли величайшие преподобные старцы Кирилл и Ферапонт…». А ведь это всего через 17 лет после битвы! Зашли в храм, разговорились с женщиной, которая продает свечки, и услышали от неё: «Мы думаем, что это мы выигрываем сражения и войны, а ведь это Господь Бог дарует нам победы!» Занимаясь историей, мне трудно было с ней не согласиться, ведь сколько раз, нас русских, спасало только чудо.

О исторических фактах заступничества Пресвятой Богородицы за русскую землю хорошо известно, первый достоверный факт произошёл 27 ноября 1170 года в Новгороде. Мне бы хотелось заострить внимание на событиях Великой Отечественной войны. Когда фашисты были уже под Москвой, Сталин дал разрешение служить священнослужителям. Существует легенда, будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окруженным фашистами в декабре 1941 года, поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. Историки и обыватели до сих пор спорят о достоверности этого полёта. Однако, опубликованы воспоминания Валентина Георгиевича Владимирова, в те времена охранявшего столичное правительство. Спустя годы после войны он рассказывал следующее: «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божией Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание, и повалил густой снег». Москву наши предки отстояли.

Сегодня приходится слышать в Белозерске: зачем нам столько храмов, у нас и прихожан столько нет. А я то думал, что храмы строились не по расчёту, а во славу… И ведь горожан было почти в два раза меньше в те времена. 

Говорят, что для того, чтобы оценить сегодня, увидеть завтра, надо обязательно оглянуться в прошлое. Без возрождений прошлого в настоящем немыслимо будущее. И надо изменить наше отношение к наследию, оставленному предыдущими поколениями жителей Белозерска, ведь это древнейший город Руси.

И первым делом нужно восстановить в первозданном виде все уцелевшие храмы, и храм Рождества Пресвятой Богородицы (Георгиевский) один из них. Повторюсь, такое поручение нам дано самой Историей, а значит, ещё не всё потеряно и впереди много работы. Так жили до нас наши предки, а как будут жить наши потомки, зависит от нас, здесь и сейчас.

В статье использованы материалы М. Сосниной