Белозерский бульвар




От торговой площади влево, к востоку, уходит Советский проспект (Мостовая улица) – главная магистраль города, продолжающаяся за его границами старинным трактом, а ныне – дорогой на Кириллов и Вологду (именно по ней мы будем путешествовать в город Кириллов, Ферапонтово, Горицы, Сугорье, Липин Бор в рамках Туристических маршрутов на нашем микроавтобусе из Белозерска). Стоит обратить внимание на угловой с улицей Фрунзе дом. Здесь располагалось представительство всемирно известной фирмы – производителя швейных машин «Зингер». Велик же был спрос на них в сёлах и деревнях уезда, если фирма сочла необходимым открыть здесь большое представительство! Первая часть проспекта, прилегающая к площади, представляет собой красивый бульвар. Здесь (до пересечения с улицей III Интернационала) проспект-бульвар гораздо шире, чем на всём протяжении. Эта его ширина образовалась оттого, что некогда здесь стояла древняя деревянная церковь, и при перепланировке города в XVIII веке её бережно обошли, сохранили. Разобрали её за ветхостью уже позднее, перенесли престол в один из новых каменных храмов, а на освободившемся пространстве устроили бульвар, очень украсивший город.

Именно здесь, по сторонам бульвара, сохранилась наиболее интересная гражданская застройка. Не удивительно – ведь здесь, на бульваре в центре города, жили богатейшие его обитатели – крупные купцы, предприниматели, судовладельцы. Именно их домами и застроен бульвар. Самый интересный из них (и один из лучших в городе) – второй от угла, под номером 72. Это особняк семьи Сераго – культурнейших людей, местных меценатов, сочетавших предприимчивость в делах торговли с прекрасным образованием и любовью к искусству.

Это вообще было свойственно той формации людей – действительно «новых русских». Не только в столицах, но и в провинции, по всей России были свои Мамонтовы и Морозовы, Рябушинские, Бахрушины и Солдатенковы. Разными были лишь масштабы, одинаковой была любовь к России, гордость за неё, желание возвысить её, заставить весь мир искренне уважать её. И так оно и было – ведь даже из школьных учебников мы знаем, что к 1914 году по темпам развития России не было равных в мире. А ведь учитываются лишь темпы промышленного и экономического развития. Какими мерками оценить развитие культуры? Да, наверно, вот этими – отношением богатейших людей страны, её промышленной и финансовой элиты к отечественной культуре, искусству, отношением к инвалидам, старикам, нищим, детям, образованию, медицине, науке. Ведь это они – «пауки-кровососы», «Тит Титычи» и «Кабанихи» - строили храмы и училища, школы и богадельни, больницы и театры, активно работали в земстве, материально, а не на словах, помогали организовывать в глухих деревнях школы и фельдшерские пункты, в городах – библиотеки, музеи, различные общества: литературные, исторические, театральные… И ничто из совершаемого по велению сердца не использовалось в рекламных целях, не задавались вопросы – а какие дивиденды принесёт постройка и содержание приюта, больницы, школы? Не для того всё это делалось, а дивиденды были и остались – только гораздо более «стабильные», неподверженные никаким биржевым катаклизмам, потому что измеряются они не рублём, не долларом и не золотом, а уважением, признательностью, памятью людской…

Именно из таких «новых русских» и были Сераго. Их дом – и по сей день одно из украшений города. Здание, построенное в начале XIX века, отличают ясные, прекрасные в своей гармоничности черты стиля «классицизм». На проспект-бульвар выходит фасад двухэтажного, с мезонином, особняка на подклете. Необходимый завершающий аккорд архитектурной мелодии фасада – балкон. Кстати, о мезонине – каменная у него лишь одна фасадная стенка, остальные три – деревянные. Это хорошо видно со двора, куда мы и входим через сохранившиеся ворота усадьбы. Обратим внимание на дворовый фасад – дом поставлен неравносторонним «покоем». Восприятию этой композиции несколько мешает поздняя одноэтажная пристройка в центре. Ранее здесь, очевидно, была открытая галерея. С двух других сторон двор формируют хозяйственные постройки – кладовые, каретник, службы. С последней, четвёртой стороны стоит обратить внимание на старый (вероятно, ровесник дома) деревянный сарай, срубленный по-северному добротно, кряжисто – из крупных брёвен, без всяких украшений, но очень основательно. Узкие горизонтальные окошки-щели, очевидно, были волоковыми – задвигались, «заволакивались» изнутри дощечкой. 

Остальные дома – и соседний с особняком Сераго дом Капарулина, и другие – по обеим сторонам бульвара, быть может, чуть менее монументальны и представительны, но тоже заслуживают самого уважительного внимания.

Если идти вниз по левой стороне бульвара в направлении от кремля после дома Сераго можно увидеть дом Капарулина (№70), построенный в 1819 году; два дома Калининых (№68 и 66/28), построенные во второй половине XIX века; дом Реутова (№64/27), построенный в 1849 году; ещё один дом семьи Капарулиных (№56/31); и дом Линде Кугеля (№48/42), построенный в 1829 году. 

На другой стороне Советского проспекта расположены не только жилые дома, но и административные здания, схожие по стилю и масштабу с этими домами, и вместе они образуют единый ансамбль XIX века. Среди этих административных зданий: здание Городской управы (№65/33), построенное в 1848 году; дом Верещагина и соседнее с ним служебное здание (№63 и 61), построенные в 1852 году; здание полицейского участка (№55/29) первой половины XIX века; дом Балдина (№49/33), построенный в 1860 году.

За центром города бульвар теряет свою срединную линию, и там есть несколько заслуживающих внимания зданий, но о них мы расскажем в следующий раз.

Текст из книг «Белозерск», автор: К.И. Козлов и 
«Белозерск», автор: Уильям Крафт Брумфилд

Фото Анна Рудакова и Гурий Ниноров